Варшавская мелодия.
18 февраля 2023 года в Камерном зале Симоновской сцены состоялась премьера дипломного спектакля Театрального института имени Б.В. Щукина по пьесам Леонида Зорина «Варшавская мелодия» и «Перекрёсток», сценическая версия и постановка Владимира Иванова – режиссёра Театра Вахтангова, заслуженного деятеля искусств, профессора.
Вместе с режиссёром над выпуском спектакля работают: Татьяна Захава (режиссёр-педагог), Максим Обрезков (сценография и костюмы), Вячеслав Жуков (музыкальное оформление), Ольга Калявина (художник-гримёр). В спектакле играют выпускники Щукинского института этого года (руководитель курса – Анна Дубровская) – Полина Рафеева и Иван Захава.
Для начинающих артистов это не первый выход на Вахтанговские подмостки. Их дебют на Основной сцене состоялся в 2020 году в спектакле «Кот в сапогах» (постановка В. Иванова), где Иван Захава (правнук одного из самых ярких учеников и продолжателей дела Евгения Вахтангова – Бориса Захавы) сыграл Разбойника, а Полина Рафеева – Птицу. Затем выпускница Щукинского института сыграла роль Денизы в спектакле В. Иванова «Мадемуазель Нитуш», а в текущем сезоне – Анечку в спектакле «Генерал и его семья» в постановке С. Земляковой.
Репертуарные пути Театра Вахтангова неоднократно пересеклись с творчеством Леонида Зорина – драматического писателя мирового масштаба. У нас в разные годы с огромным успехом шли четыре его пьесы: «Дион» (постановка Рубена Симонова, главных ролях: Михаил Ульянов, Николай Плотников, Юлия Борисова; 1965); «Варшавская мелодия» (постановка Рубена Симонова, в главных ролях: Михаил Ульянов и Юлия Борисова; 1967); «Коронация» (постановка Евгения Симонова, в главной роли Николай Плотников;1969); «Царская охота» (постановка Владимира Иванова, в главных ролях: Мария Аронова, Анна Дубровская, Владимир Вдовиченков, Алексей Завьялов; 2002).
Владимиру Иванову судьба подарила не только радость творческих встреч с Леонидом Зориным во время работы над спектаклями по его пьесам, но и очень тёплые человеческие отношения с выдающимся драматургом. Владимир Иванов: «1985 год – это год нашего с Леонидом Генриховичем знакомства. Михаил Александрович Ульянов тогда работал над пьесой Зорина «Пропавший сюжет» и позвал меня ему помогать. Я очень хорошо помню нашу встречу на первой репетиции с Леонидом Генриховичем, Михаилом Александровичем и Наташей Молевой, которая была партнёром Ульянова в этой работе. Не так давно, разбирая дома бумаги, я нашёл дневник тех репетиций – с первого дня и до завершения работы над спектаклем, который, к сожалению, тогда не вышел.
Потом, в 1993 году я выпускал зоринскую "Царскую охоту" в Щукинском училище на своём первом курсе – с Машей Ароновой, Аней Дубровской, Володей Епифанцевым, Пашей Сафоновым, Кириллом Пироговым, и, естественно, пригласил автора на этот дипломный спектакль. Наши отношения, смею сказать, стали дружескими. И до конца его жизни мы с ним общались, часто бывали в гостях…
3 ноября 2002 года Леонид Генрихович в день премьеры "Царской охоты" уже на сцене Театра Вахтангова, подарил мне свой сборник, который назывался "Под занавес столетия. Театр 1985 – 2000 г." с дарственной надписью: "Моему дорогому Владимиру Владимировичу с благодарностью и надеждой на новые встречи".
В этом сборнике есть малоизвестная пьеса "Перекрёсток" (подзаголовок: "Варшавская мелодия – 97"), ставшая продолжением и завершением истории, рассказанной в "Варшавской мелодии" (1967). Её герои, будучи уже пожилыми людьми, через тридцать лет после своей последней встречи в Московской консерватории волею судеб случайно встречаются в аэропорту европейского курорта.
Двое молодых актёров, студентов Щукинского института – Полина Рафеева и Иван Захава – сделали в институте самостоятельную работу по "Варшавской мелодии". Тогда и родилась идея поставить спектакль, соединив две пьесы – "Варшавскую мелодию" и "Перекрёсток". Правила дипломного студенческого спектакля диктуют, что все роли – и молодые, и возрастные – играют студенты. Наверное, если бы этот спектакль был поставлен в театре, было бы какое-то другое решение (можно было бы разделить пары – молодая и пожилая), но… Всё-таки это, прежде всего, учебная работа. Сложнейшая и ответственейшая!
Шутка ли сказать, после Михаила Александровича Ульянова и Юлии Константиновны Борисовой играть "Варшавскую мелодию", пусть и на Симоновской сцене, да ещё и возрастные роли – задача не из самых простых! Но как много может дать её решение в понимании выбранной профессии. Конечно, это дерзость, но и азарт! И как же интересно, что из этого у нас получится… Замечательно, что наш театр возобновил традицию, когда один из дипломных спектаклей выпускного курса Щукинского института идёт на Вахтанговской сцене.
С прошлым моим курсом (выпускниками 2020 года) мы играли спектакль "Две женщины" по тургеневскому "Месяцу в деревне" и "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. А в этом году Кирилл Игоревич Крок предоставил возможность студентам курса А.Л. Дубровской играть "Глазами клоуна" (режиссёр-педагог Эльдар Трамов) и наш "Перекрёсток" ("Варшавскую мелодию" в 2-х частях).
Все пьесы Леонида Зорина – и "Царская охота", и "Варшавская мелодия", и "Коронация", и "Медная бабушка", и "Декабристы", и "Дион", и многие другие – помимо того, что они просто замечательные, это и огромный кладезь подробно выписанных, блистательных актёрских ролей».