• слайд 1
Главная \ Свет золотой луны.

Свет золотой луны.

8_005790 II

19 мая 2023 года Государственный музей Востока представляет выставку «“Свет золотой луны”. Лаковое искусство Мьянмы», приуроченную к 75-летию независимости Республики Союз Мьянма. Это первая в России полномасштабная экспозиция, демонстрирующая произведения пан-юн, как в Мьянме называют лаковое ремесло. По классификации ряда ученых этой страны оно входит в «десятку цветов искусства», самых важных традиционных видов художественного творчества, ярко отражающих особенности национальной культуры. На выставке представлено более 100 лаковых изделий XVIII–XX веков из собрания Музея Востока.

1_20_001427 II

Экспозиция откроет перед зрителями некоторые страницы из истории и технологии лакового производства, восходящего к 1-му тыс. н.э., когда на территории Мьянмы процветали крупные политии народов пью и монов. Уже тогда лак использовали в декоре культовых памятников. Как самостоятельное искусство пан-юн начинает складываться в XI–XIII вв., в период существования Пагана — первого мьянманского государства, а подлинного расцвета достигает при династии Коунбаунов (1752–1885). Изделия из лака всегда очень высоко ценились. Их делали по специальным королевским заказам, преподносили послам, знатным иноземцам, включали в состав даров другим правителям. Жители дарят их друг другу в знак признательности, гостеприимства, пожелания благополучия. Существует поверье, что если все члены семьи едят из одной лаковой посуды, то это является залогом прочных семейных уз.

9_004688 II

Широкое применение лака, называемого в Мьянме, как и само лаковое дерево, титси (лат. Gluta usitata), основано на его замечательных свойствах. Он делает поверхность изделий водонепроницаемой, теплостойкой и прочной, защищает от гниения и насекомых, он декоративен, легко полируется и долго сохраняет блеск. На выставке можно увидеть предметы, показывающие длительный и трудоемкий процесс производства лаков, насчитывающего до 40 этапов. Основу объемных изделий обычно выплетают из бамбука, иногда добавляют конский волос, как в демонстрируемых чашах для чая, стенки которых настолько эластичны, что края их почти без повреждения можно соединить друг с другом. Для мебели, картин, культовых произведений используют дерево. Нанесение на основу слоев грунта, состоящего из смеси лака с опилками, глиной, костяным пеплом, рисовым отваром и даже с высушенным навозом, состоит из множества процедур. И лишь затем приступают к орнаментации.

4_005759_1-2 II

Самой оригинальной в лаковом искусстве Мьянмы признается техника полихромной гравировки, когда поверхность изделий украшают узорами в результате многоэтапного процесса гравировки и покрытия цветными лаками. Представленная на выставке шкатулка XIX в. с фигурками птиц на фоне растительных завитков – самое раннее поступившее в музей произведение, выполненное в этой технике. Так же украшены сундуки, столики, подносы, коробочки для сигарет (чарут), шкатулки для уникальной мьянманской пудры танакхи, которая обладает, как считают мьянманки, удивительно омолаживающим и защитным эффектом. Здесь же широко распространенные в быту коробки для жевательной смеси бетеля. Среди них есть предметы, включающие надписи на бирманском языке. Так, на одной из бетельных коробок выгравированы в отдельных картушах имя автора – «Мастер Чи», год создания – «1972», а также название мастерской – «Свет золотой луны».

5_005791 II

Очень эффектно смотрятся изделия, декорированные в технике швейзэва (золотой листок). Их лаковую поверхность расписывают особой водорастворимой краской, оклеивают целиком сусальным золотом, просушивают, а затем промывают водой. Там, где была роспись, фольга смывается, обнажая черный (реже красный) фон, на котором ослепительно сияют золотые узоры. Таковы, к примеру, большие напольные вазы с фигурами божеств с цветами и фантастических львов-охранителей чинтэ.

2_009005 II

Наиболее значимой областью примененя лака является культовая сфера, которую иллюстрирует в экспозиции ряд памятников. Среди них – голова Будды конца XVII–XVIII вв. (самое старое лаковое произведение в коллекции музея), скульптуры сидящего в «европейской позе» и переходящего в нирвану Пробужденного, две статуэтки буддийских монахов. Все они сделаны в технике «сухого лака», называемой в Мьянме «юн пхэя», что означает «лаковый Будда». Каркас подобных фигур формируют из глины, лаковой массы или бамбука, который потом покрывают тканью, бумагой, толстыми слоями грунта, лака и золотят. Таким же образом обрабатывают поверхность деревянных статуй и храмового декора, примерами которых являются скульптура Будда врачевания с целительным плодом миробаланом в руке и рельефы в виде духа ната, получеловека-полуптицы кейннаи, фантастического змея ная. Детали этих изображений вылеплены из лаковой мастики и инкрустированы кусочками зеркального стекла. Такую технику (тайо швейчха) применяют и для украшения ритуальных сосудов, разного рода праздничных и подарочных вещей, а также музыкальных инструментов, великолепные образцы которых можно видеть в экспозиции. Это традиционная арфа саун и гонг на подставке в виде сказочного существа пинсаюпы.

На выставке представлены также станковые лаковые картины — новый вид в искусстве пан-юн, начавший развиваться с середины XX века. Это было связано с влиянием европейского изобразительного искусства и лаковой живописи Вьетнама. Вместе с тем мьянманские художники опирались и на свои давние традиции. Расцвет этого вида пан-юн падает на 1960–1990-е гг., которыми датируются все картины из собрания Музея Востока. В их тематике буддийские образы закономерно занимают главное место: это «Сон Майи», «Рождение Будды», «Отпечаток ступни Будды», «Четыре сцены из жизни Будды» и другие, выполненные в технике полихромной гравировки. Превосходное владение мастерами методом швейзэва показывают черно-золотые композиции по мотивам средневековой живописи и картина «Дочери Мары», где художник воспроизвел сюжет из жизни Учителя. По легенде, Будду во время медитации пытались совратить три прекрасные дочери демона Мары, но он остался равнодушен к их чарам. За этот нечестивый поступок боги превратили красоток в безобразных худых старух.

Экспонируемые на выставке произведения позволяют в достаточно полной мере оценить самобытную художественную систему пан-юн с ее техническими приемами, формами и канонами украшения лаковых изделий Мьянмы.