12-14 ноября 2020 года состоялась большая образовательная сессия Открытого лектория «Культура 2.0». В ноябре дискуссии об инновациях в сфере культуры переместились в онлайн, что позволило подключить к диалогу экспертов из 10 зарубежных стран и открыть доступ к трансляциям для неограниченного количества зрителей. Дискуссии Открытого лектория в этом году сфокусировались на темах популяризации знаний о науке и культуре: научные коммуникации, расширение доступа к произведениям искусства с помощью новых технологий, массовая культура, а также поиск баланса между цифровой и реальной жизнью.
12 ноября дискуссия «Музеи будущего» задумывалась как разговор о современных музейных пространствах, но экспертами были затронуты глобальные вопросы: могут ли музеи предсказывать будущее, как мы влияем на грядущие события, как нас изменит цифровизация?
Михил Бюхель, директор Научного музея NEMO (Нидерланды), отметил важную миссию современных музеев: «Раньше музеи развлекали, давали образование. Сейчас они дают людям идеи по улучшению существующего мира, помогают найти решение глобальных проблем посредством науки».
«В нашем музее нет объектов. Это музей возможностей, музей опыта, музей сторителлинга, – сказала Марсела Сабину, руководитель отдела инноваций Музея завтрашнего дня в Бразилии. – В музее мы задаем посетителям и себе вопросы: как мы хотим жить дальше? Что будет с людьми, которым придется поменять место жительства из-за перемены климата? Мир технологий, робототехники, искусственного интеллекта, как он будет влиять на нас?»
«Нам не нужно этого фальшивого соревнования между реальными и цифровыми вещами. Цифровое пространство только расширяет возможности музея. Важны оба пути», – так Иан Блэтчфорд разрешил главный спор всех музейных сотрудников о том, исчезнут ли здания музеев.
Следующей темой для дискуссий 12 ноября стал комикс. Графические романы во Франции названы девятым видом искусства, комикс завоевывает Пулитцеровскую премию, но в России до сих пор это считают наивными рисунками для подростков. Художники, издатели и коллекционеры комиксов собрались в онлайн, чтобы объяснить феномен рисованных историй. Среди участников: директор издательства «Бумкнига» Дмитрий Яковлев, литературный агент Николя Гривель (Франция), директор франкоязычного направления комиксов в центре «Франкотека» Донасьен Де Рошамбо, а также художники, авторы комиксов Мавил (Германия) и Ольга Лаврентьева (Россия).
«Комикс – это сочетание живописи и литературы, но это еще и драматургия. Автор комикса не только писатель и художник, он режиссер и оператор», – сказала Ольга Лаврентьева.
Донасьен Де Рошамбо поддержал художницу и призвал участников читать русских авторов: «В комиксах есть что-то универсальное и что-то очень самобытное – каждая культура оставляет на них отпечаток. Нужно, чтобы российские авторы открыли для себя его стиль, его идентичность. Я призываю всех читать русские комиксы».
В конце обсуждения спикеры составили личный топ комиксов, в этом списке оказались: «Приключения Тинтина» Эрже, «Персеполис» Маржан Сатрапи, «Корто Мальтезе. Баллада соленого моря» Уго Пратт, «Сурвило» Ольга Лаврентьева, «Киндерланд» Мавил, «Мастер и Маргарита» Аскольд Акишин и Михаил Заславский.
13 ноября Открытый лекторий продолжил тему популяризации музеев, затронутую на мероприятии первого дня. На дискуссии «Роль научных коммуникаторов в музее и культуре» директора музеев и научные сотрудники поделились своим опытом взаимодействия с посетителями и рассказали о новой профессии.
«Научная коммуникация – передача научных знаний от специалиста к неспециалисту. Весь музей – это и есть научный коммуникатор. … Отличие коммуникатора от экскурсовода: экскурсовод идет по заданному маршруту и интересно доносит информацию, а научный коммуникатор идет по направлению, он чувствует уровень подготовки посетителей, уровень знаний, возраст», – объяснил Вячеслав Климентов, заместитель директора московского Музея космонавтики.
Николас Пайенсон, геолог-исследователь и научный сотрудник Национального музея естественной истории Смитсоновского института (США), предложил прибегнуть к помощи новых технологий, социальных сетей и цифровых платформ: «Прекрасный пример сотрудничества науки и истории: мы раскопали скелеты, сфотографировали их и создали 3d-модель. И эта информация идет дальше, она доступна для всех онлайн».
В обсуждении также приняли участие: Микко Милликоски, главный исполнительный директор Финского научного центра «Эврика», Вибке Россиг, научный сотрудник Берлинского музея естествознания, и Анна Клюкина, директор Дарвиновского музея. Спикеры пришли к выводу, что музей должен стать не просто выставочным залом, а площадкой для образования, обмена идеями и личного общения.
Следующая дискуссия затрагивает интересы всех, кто живет в городах. Дизайн-код и визуальная целостность города: как должны выглядеть комфортные городские пространства, кто вправе устанавливать нормы инфраструктуры, как наладить диалог между горожанами и администрацией. В дискуссии приняли участие эксперты, которые могут дать компетентное мнение по этим вопросам: главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, директор Архитектурной школы МАРШ НикитаТокарев,историк-урбанист ЛеоХоллис (Великобритания), руководитель направления архитектуры и городской среды в Design Council Том Перри (Великобритания).
Лео Холлис начал дискуссию с провокации: «Дизайн-код – это ровная противоположность того, что должен представлять из себя город. Введение городского регламента скорее всего потерпит неудачу».
Мнение главного архитектора Москвы: «Дизайн-код может стать не жесткой регуляцией, а правилами дорожного движения: пока ты все выполняешь, тебя не штрафуют. Я вижу правила, которые приносят большую пользу: правила размещения вывесок, нормы для летних кафе, постановление №305 по стандартам жилой застройки в Москве. Они разгружают и бизнес и госструктуры от дополнительных согласований. Но регламентировать внешний вид зданий мы не собираемся. Это, безусловно, ограничивает архитекторов и застройщиков и делает город беднее».
Сергей Кузнецов также привел в пример Зарядье: «По моим наблюдениям, дизайн-код может даже влиять на отношение людей к жизни, формировать ценности. Мне кажется, когда сделали проект Зарядья в Москве, это повлияло на ментальность людей, на восприятие того, что можно и нельзя. Представьте, в центре города, рядом с традиционно-официальной Красной площадью, сделали лихой проект парка, который попадает в мировые таблоиды».
В ходе разговора спикеры признали, что понятие дизайн-кода имеет множество смыслов. И если введение строгой регламентации внешнего вида зданий приведет к ограничению архитекторов и не даст городу необходимого развития, то установка разумных норм устройства городских пространств поможет сохранить архитектурный облик города, сформировать комфортную среду. Более того, это способствует экономическому развитию и улучшению качества жизни.
А уже 14 ноября спикеры Открытого лектория обсуждали электронную музыку, ее будущее и настоящее. На эту тему поговорили: Ханс-Йоахим Роделиус, музыкант и композитор из Германии, Антонио де Робертис, преподаватель Школы Института аудиоинженеров (SAE UK) (Великобритания), Маттиас Падчерни, научный сотрудник Берлинского университета искусств и Дмитрий Панов, директор Moscow Music School.
Антонио де Робертис обозначил основные музыкальные тенденции: создание треков с помощью искусственного интеллекта и программ машинного обучения, демократизация индустрии и появление «домашних продюсеров», дистрибуция в интернете, наконец, стандартизация звука из-за одинаковых семплов. Музыканты обсудили, почему современная музыка переходит в цифру, и нужно ли с этим бороться.
«У меня есть ощущение, что вся музыка в принципе становится электронной. Наличие живых музыкантов – избыточная роскошь для концертного исполнения, а на этапе производства можно обойтись полностью цифровыми инструментами, которые стали дешевыми и простыми в использовании, – объяснил Дмитрий Панов. Но также возложил надежду на будущих артистов. – Несмотря на то, что уже нет необходимости знать теорию сольфеджио и играть на музыкальных инструментах, чтобы сочинять, успешных музыкантов не бывает много. Когда музыку могут делать все, выигрывают самые терпеливые и талантливые».
Заключительной трансляцией трехдневного онлайн-марафона стал разговор о ресторанах в музеях. В дискуссии «Искусство со вкусом» приняли участие: исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, ресторатор Митя Борисов, директор музея Москвы Анна Трапкова, заместитель вице-президента по стратегическим инициативам Колледжа Marymount Manhattan Кэтлин ЛеБеско (США), член правления маркетингового комитета ИКОМ Бьорн Стенверс (Нидерланды), а также старший куратор Национального музея Швеции Хелена Коберг.
Спикеры обсудили, как ресторан может стать частью музея, не отвлекать от выставок и художественной концепции, а усилить впечатление и смыслы.
Василий Церетели: «Ресторан – это уже одна из традиционных частей музея. Важен образ памяти, и в памяти остается и образ картины, и вкус. Еда – это часть искусства, часть опыта, восприятия этого искусства».
Хелена Коберг высказала мысль о том, что ресторан в музее должен стать продолжением выставок, «расслабляющим социальным пространством, которое стимулирует интерес к искусству и художественным произведениям, в том числе, с помощью еды и напитков».
|