Мастер эпохи Великого переселения народов.
4 августа 2021 года Государственный музей Востока представляет выставку скульптора Альфиза Сабирова. Зрители увидят более восьмидесяти работ художника — скульптуры в бронзе и гипсе, ювелирные украшения, графические листы, ковры. На открытии будет проведена презентация первого аромата духов — новый формат погружения в волшебный мир легенд Альфиза Сабирова.
Художник создал собственную мифологию, подробно разработанную и воплощенную во множестве образов. Это мир богов и воинов, восточных принцесс, животных-тотемов, рожденных воображением художника.
По общепринятым в художественном мире возрастным критериям Сабирова относят к молодому поколению, однако глубина его творчества, пластическая сложность и уровень мастерства позволяют говорить о сложившемся художнике. Таких, как он, сегодня называют «self-made man».
Альфиз родился в 1985 году в селе Ишимово Октябрьского района Пермского края. В 2001 году переехал в Пермь. Здесь будущий скульптор окончил педагогическое училище. С 2005 по 2011 год Альфиз учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова. С 2013 года он участвует в выставках.
В 2014 году Сабиров вышел на международный уровень. Его персональные выставки прошли в разных российских и европейских городах. Работы скульптора находятся во многих музейных и частных собраниях. В 2017 году Альфиз вступил в Союз художников России. В том же году он стал лауреатом премии Министерства культуры Республики Татарстан имени Баки Урманче. Сабиров сотрудничает с мировыми брендами, в том числе «Lexus», «Louis Vuitton», «Caparol».
Альфиз Сабиров работает не только в скульптуре, но и в графике, пробует себя в ювелирном деле. По его эскизам созданы дизайнерские ковры, в которых сложной фактуры ткачество сочетается с фрагментами из бронзы. В стремлении охватить полный спектр переживаний он обращается к парфюмерии и погружает зрителя в свою стихию с помощью неосязаемого аромата духов.
Работы Альфиза Сабирова отличаются разнообразием форм и объемов, неожиданными сочетаниями материалов и фактур. Мастер вкрапляет в бронзу цветные капли полудрагоценных камней, бронзовый «Камень предков» сшивает красными нитями, красит губы придуманной им богини Сау ярко-красной помадой. Его кони, барсы и другие животные, фигурирующие в древнейшей философии тюрков — тенгрианстве, наделяются новыми волшебными свойствами и порой обретают новые имена. Отсюда и название выставки в честь одноименной скульптуры автора «Аю бала», в переводе с тюркского «дитя медведя».
При внешней камерности его работы монументальны. Сабиров не боится обращаться и к крупным формам — по большей части в гипсе, вдохновляясь образами Античности, а также Древнего Востока. Он творчески перерабатывает архаические сюжеты, предлагая собственную пластическую ее интерпретацию.
Художник, воспитанный в традиционной татарской семье, естественным образом впитал дух культур прошлого. Альфиз порой ощущает себя мастером эпохи Великого переселения народов: «В моем творчестве много национальных, космических, первобытных мотивов и образов. Оно основано на древних артефактах – тех вещах, которые нашли на раскопках, которые когда-то были ритуальными предметами и дошли до нас уже как факты искусства в виде осколков или фрагментов. Структурные элементы легенд и мифов я рассматриваю как состояние жизни. Как часть чего-то большего».
Будучи носителем памяти поколений, в своем мифотворчестве Альфиз рождает новые неожиданные сюжеты, родственные архаическим своей пластикой, формами, фактурой. Так современное искусство роднится с древними артефактами.
Пресс-служба музея Востока.